версия для слабовидящих
Страница логопеда





дисграфия.jpg

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом?

Советы логопеда родителям

         Последнее время количество детей, испытывающих различные трудности в обучении, значительно возрастает. Одна из самых распространенных проблем – нарушение процесса письма, т.е. дисграфия, основными симптомами которой являются стойкие специфические ошибки в письме (ошибки не связанные со знанием орфографических правил). Ошибки допускаются там, где написание слов, казалось бы, не допускает сомнений.

         Какие же умения и навыки должны быть сформированы у ребенка для успешного овладения письмом?

1.     Способность различать на слух все звуки речи (сформированность фонематического слуха).

2.     Правильное звукопроизношение. Особенно важно отсутствие замен одних звуков другими, т.к. это может привести к смешению соответствующих букв при письме.

3.     Сформированность навыков звукового анализа слов (т.е. умение определять звуковой состав слова).

4.     Сформированность зрительно-пространственных представлений, необходимая для усвоения зрительного образа букв и ориентировки на листе бумаги.

5.     Грамматически правильная речь ребенка, наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса.

6.     Достаточно развитая тонкая ручная моторика.

7.     Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению.

         Если у ребенка возникают проблемы, это может привести к появлению дисграфических ошибок. В дальнейшем к этим ошибкам могут прибавиться и грамматические ошибки, детям намного труднее будет даваться усвоение грамматических и орфографических правил. Поэтому родителям нужно знать о необходимости посещения логопедических занятий.

         Для формирования почерка нужно тренировать не только механическую память (за счёт постоянных занятий), но и зрительную. Регулярно давайте ребёнку читать от руки написанные тексты или тексты, напечатанные курсивом  (он близок к написанному от руки).
Возьмите за правило каждый день заниматься с ребёнком по прописям. Да-да, по тем самым, где нужно выводить каждую букву строчку за строчкой: пусть  понемногу, но каждый день, включая выходные и каникулы (10-20 минут для этого будет вполне достаточно).
Правильная позиция: ровная спина, правильный наклон, удобный стол и стул – и вот уже у вашего ребёнка сдвинулось дело в борьбе за красивый почерк. Крутящиеся стулья – не самый подходящий вариант для школьника младших классов. Лучше выбирайте классические варианты.
Удобная ручка. Такой, казалось бы, незначительный момент как удобство ручки, которой пишет ваш малыш, может играть большую роль в вопросе выработки красивого почерка. Взрослые часто упускают этот нюанс, так как давно прошли этап становления почерка и, по сути, любая ручка нам удобна. Но у малышей всё по-другому, так что выбирайте то, чем он будет выводить свои первые буквы обязательно вместе.

Что делать не надо: заставлять ребёнка десятки раз переписывать один и тот же текст (лучше -  разные); ругать за некрасивый почерк (не превращайте красивый почерк в единственную цель в жизни); сравнивать его достижения в чистописании с успехами других детей.

Успехов в учебе!!!!